Уступи дорогу пдд

ПДД глава 1.2


Бесплатная юридическая консультация:

В Правилах используются следующие основные понятия и термины

В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 ** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Оглавление:

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энерги ей лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.


Бесплатная юридическая консультация:

«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 .

«Водитель» — лицо, управляющее какимлибо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1 , 2.3.1-2.3.7 или 5.1 , по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.


Бесплатная юридическая консультация:

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.


Бесплатная юридическая консультация:

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющиеаналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетноготипа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 , 5.23.2 , 5.24.1 , 5.24.2 , 5.25 , 5.26

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.


Бесплатная юридическая консультация:

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2 , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.


Бесплатная юридическая консультация:

«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

«Организованная перевозка группы детей» — организованная перевозка восьми и более детей в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.

«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки транспортного средства.


Бесплатная юридическая консультация:

«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.

«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадной или подмостовых пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Бесплатная юридическая консультация:

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1 , 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 .

«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .

«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34 .

«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2-4.5.7 .

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.


Бесплатная юридическая консультация:

«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2 .

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для, сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.


Бесплатная юридическая консультация:

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1 , разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.

«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.


Бесплатная юридическая консультация:

«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

«Школьный автобус» – специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://www.gazu.ru/pdd/1/1.2/

Уступить дорогу

Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Понятие «уступить дорогу» — это обратная сторона понятия «преимущество». Оба этих термина являются ключевыми понятиями системы дорожной безопасности.

В спорных случаях (например, при невозможности определить главную дорогу на перекрестке) водитель исходя из соображений безопасности должен считать себя «уступающим дорогу» по отношению к иным транспортным средствам.

Невыполнение требования «уступить дорогу» вовсе не означает, что водитель в обязанности которого входило выполнение этого требования, обязательно создает ситуацию, заканчивающуюся столкновением транспортных средств или иным видом дорожно-транспортного происшествия. Несоблюдение этого требования по смыслу термина будет констатироваться и в том случае, когда другой участник движения во избежание столкновения вынужден экстренно изменить направление своего движения или скорость. Поэтому в качестве нарушения предписания «уступить дорогу» должен рассматриваться сам факт создания помех для движения.


Бесплатная юридическая консультация:

Иными словами, требование «уступить дорогу» следует рассматривать как указание «не создавать помех».

В какой последовательности проедут транспортные средства?

1 – легковой автомобиль, трамвай, грузовик одновременно с автобусом 2 – трамвай, легковой автомобиль, грузовик одновременно с автобусом 3 – трамвай, легковой автомобиль, грузовик, автобус

Решение :: Хотя легковой автомобиль, грузовик и трамвай находятся на равнозначных дорогах, преимущество последнего закреплено в пункте 13.11 Правил. Разворачиваясь, водитель грузовика должен уступить дорогу легковому автомобилю, движущемуся навстречу (пункт 13.12). Поскольку траектории движения грузовика и автобуса не пересекаются, они могут выполнять маневры одновременно (см. определение термина «уступить дорогу»).

Согласно части 2 статьи 12.13 КоАП РФ, невыполнение требования уступить дорогу ТС, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, наказывается штрафом в размере 1000 рублей.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://pdd-check.ru/ustupit-dorogu/

1.2 Термин ПДД “Уступить дорогу”

Определение в ПДД РФ:

“Уступить дорогу (не создавать помех)” – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Определение в Конвенции о дорожном движении:

аа) предписание для водителя “уступить дорогу” другим транспортным средствам означает, что водитель не должен продолжать или возобновлять движение или осуществлять маневр, если это может вынудить водителей других транспортных средств внезапно изменить направление движения или скорость.


Бесплатная юридическая консультация:

Требование “уступить дорогу” основано на взаимодействии транспортного средства у которого по Правилам дорожного движения отсутствует преимущество по отношению к транспортным средствам имеющим преимущество. Действия уступающего водителя не должны вынуждать другие транспортные средства изменять скорость или направление.

Стоит обратить внимание на вынуженность таких действий. Например, если в плотном потоке при выезде с прилегающей территории или с второстепенной дороги водитель, который движется по главной дороге останавливается, чтобы выпустить транспортное средство с второстепенной дороги, то требование уступить дорогу будет выполнено, так как водитель изменил скорость добровольно, а не вынужденно.

Нарушить требование “уступить дорогу” возможно только в динамике. Если хотя бы одно транспортное средство не двигается нарушить это требование нельзя. Например, если водитель совершил вынужденную остановку или выехал со второстепенной дороги на перекресток и остановился, чтобы пропустить встречных, а через некоторое время по главной дороге стал приближаться автомобиль, то требование уступить дорогу не будет нарушено, так как водитель со второстепенной дороги перед пересечением траекторий не совершает никаких действий. Водитель на главной дороге должен руководствоваться пунктом 10.1 Правил и принять меры к снижению скорости.

Если в двух словах, то на таран идти нельзя, даже находясь на главной дороге. Однако грань между невыполнением требования “уступить дорогу” и требования принять меры по снижению скорости и остановки очень расплывчата. И доказать второе может быть очень непросто, так как схема, составляемая при ДТП, статична, а для объективной оценки необходимо восстановить картину ДТП в динамике.

Не пропустите последние новости, отвечайте на оригинальные опросы, вступайте в открытую группу ВКонтакте.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://ruspdd.ru/commentpdd/184-ustupit-dorogu/

Дорожный знак «Уступи дорогу» по ПДД

В ПДД предусмотрен знак «уступи дорогу». Он является знаком приоритета и подсказывает, как вести себя на дороге. Некоторые неопытные водители трактуют его не совсем верно, поэтому далее разберем основные моменты.

Основные положения

Сегодня движение на дорогах стало максимально активным, поэтому регулирующие знаки получают всё большую значимость. Знак «уступи дорогу» имеет форму направленного вниз треугольника с обрамлением красного цвета. Данное обозначение идентично для ПДД практически всех стран, так как оно является заметным даже при плохой видимости.

Интересно: ещё в начале 20 века, когда формировались первые ПДД, знак «уступи дорогу» (в то время он называется «не создавай помех») имел такое же обозначение, что и сегодня.

Наличие данного знака говорит водителю что:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Он должен уступить дорогу автомобилям, которые движутся по перпендикулярной ему полосе.
  • Нельзя продолжать движение, если транспортные средства, движущиеся по главной, скорректировали траекторию или снизили скорость.
  • Он достиг места пересечения второстепенной и главной дороги (либо её примыкание).

Иными словами, если водитель видит перед собой такой знак, он может проехать перекресток только в том случае, если не создаст никаких помех автомобилям, движущимся по главной дороге. Знаки приоритета созданы для того, чтобы ТС, у которых преимущество, могли спокойно ехать по прямой, не имея препятствий. Чаще всего их размещают на дорогах с высоким трафиком или максимальным скоростным режимом (шоссе, хайвей и т.д.).

Дополнение иными знаками

Зачастую дорожный знак «уступи дорогу» дополняется другими обозначениями, характеризующими приоритетное право пересечения перекрестка. Когда участок дороги имеет сложную иерархию, либо главная полоса изменяет своё направление, дополнительно размешается знак «направление главной дороги».

На загородных трассах знак «уступи дорогу» устанавливается за 300 метров до пересечения полос движения. В таких случаях он дополняется табличкой «Расстояние до объекта» с указанием метража.

Многие отмечают сходства знаков «уступи дорогу» и «движение без остановки запрещено». По своей сути они действительно похожи – оба сообщают водителям об имеющемся приоритете движения. Однако второй знак сигнализирует о том, что автомобиль должен обязательно остановиться до достижения стоп-линии. Что касается первого, то он лишь сигнализирует о запрете создания помех.

Если на главной дороге нет автомобилей, водитель может спокойно проехать даже без снижения скорости – это не будет считаться нарушением ПДД, так как он не создает помех.


Бесплатная юридическая консультация:

Где устанавливается

В большинстве случаев знак «уступи дорогу» располагается перед перекрестком, но иногда его дублируют на одном участке дороги. Так происходит на наиболее оживленных улицах с высоким трафиком. Также он может быть установлен на некотором удалении от перекрестка. В таких случаях к нему добавляют знак «расстояние до объекта». Также знак «уступи дорогу» устанавливают перед Ж/Д переездом.

Действие знака прекращается, если на переезде установлен светофор.

Знаки приоритета часто располагаются в местах смены типа дорожного полотна (с грунта на асфальт и т.д.) либо выезда с прилегающей территории (хотя по ПДД водитель в такой ситуации в любом случае обязан уступить дорогу). Данный знак нельзя игнорировать так как он располагается вначале перекрестка, где, как правило, слабая видимость. Поэтому велик риск не увидеть вовремя приближающийся автомобиль в крайнем ряду. К тому же, водителя будет ждать денежный штраф.

Правила относительно пешеходов

Согласно ПДД РФ, знак «уступи дорогу» определяет приоритет движения исключительно для транспортных средств. Следовательно, на поведение пешеходов он не может оказывать какого-либо влияния. Несмотря на это, человек должен учитывать ситуацию, которая имеет место в конкретный момент времени. Необходимо запомнить несколько простых рекомендаций:

  • При приближении пешехода к проезжей части водитель должен сбавить скорость. Несмотря на то, что по ПДД в определенных местах пешеходы не должны переходить дорогу, либо у ТС есть приоритет, многие граждане игнорируют правила, и могут начать перебегать дорогу. К таким действиям нужно быть готовым.
  • Если автомобиль выезжает с прилегающей территории, он должен уступить дорогу пешеходу, который движется по тротуару по направлению главной дороги.
  • При наличии «зебры» ТС должно пропускать пешеходов, вне зависимости от ситуаций и участка дороги. При отсутствии подобного символа, человек уже не имеет приоритета и не должен пересекать проезжую часть, дабы не создавать помехи для движения ТС.

Вывод: пешеходы не имеют приоритета перед ТС, если отсутствуют определяющие знаки (зебра, светофор). В то же время, если человек пересекает проезжую часть вдоль тротуара, он имеет приоритет относительно ТС, которые завершают маневр в любом положении.


Бесплатная юридическая консультация:

Предусмотренный штраф за игнорирование знака «Уступи дорогу»

Если водитель проигнорирует данный знак и не уступит дорогу, когда того требовала ситуация, его будет ждать штраф в размере 1000р.

В некоторых случаях нарушители пытаются доказать, что знака не было видно (в России, особенно в регионах, много поврежденных или грязных знаков). Однако штраф в 1 тысячу рублей явно не стоит времени, потраченного на судебные разбирательства.

Также не стоит забывать, что согласно ПДД РФ, после того как автомобиль миновал место пересечения проезжих частей, знак «уступи дорогу» (как и большинство других) теряет свою актуальность. Далее водитель может действовать по своему усмотрению либо как того требует конкретная ситуация или участок дороги.

На видео о действии знака

Знаки приоритета предусмотрены в ПДД для того, чтобы максимально урегулировать движение на сложных участках дороги (с большим количеством полос и проезжих частей). Несоблюдение данных правил повлечет за собой риск ДТП, так как водители, движущиеся по главной полосе, держат в голове мысль, что у них приоритет.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://ru-act.com/avtoyurist/dorozhnyj-znak-ustupi-dorogu-po-pdd.html

Преимущество в движении

Одной из центральных проблем ПДД являются вопросы преимущества или же его отсутствия. Дорожное движение специально организовано таким образом, чтобы свести к минимуму несогласованность этих двух понятий. Поэтому практически всегда (за редчайшим исключением) проблема преимущества решается четко: у кого-то оно есть, а кто-то должен уважать чужое преимущественное право. Третьего не дано!

И если все участники дорожного движения будут свято выполнять эту заповедь, то практика ДТП сведется к минимуму. Или совсем исчезнет.

Не верится? Попробуем доказать на примере!

Типичная ситуация: ДТП на перекрестке. Причина – непредоставление преимущественного права на проезд транспортному средству, обладавшему приоритетом. Поэтому-то уважение к преимуществу другого участника движения – главный принцип безаварийной езды!

Именно поэтому вопросы преимущества в движении представляются наиболее важными и актуальными. Акцентируем на них особое внимание.

Преимущество (приоритет)

Преимущество в ПДД – это право и принцип, которые могут быть применены только в рамках реального дорожного движения. И ПДД регламентируют вопросы приоритета с одной целью – упорядочение дорожного движения и обеспечение максимальной безопасности его участников.

Цель Правил – таким образом отрегулировать активность всех участников движения, чтобы их деятельность, с одной стороны, укладывалась в какую-то стройную систему (а она и есть дорожное движение), а с другой, — не приводила бы к ДТП.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

Если упростить указанное определение, то лицо или транспортное средство, пользующиеся приоритетом (или преимуществом), могут выполнить задуманное раньше других – проехать, пройти, повернуть и т.п.

Рассмотрим наиболее характерные примеры приоритета.

1. Приоритетом пользуются пешеходы, пересекающие проезжую часть (или трамвайные пути) по нерегулируемому пешеходному переходу.

К сожалению, нарушение данного принципа очень часто приводит к страшным, чудовищным последствиям.

Именно поэтому особые правила проезда пешеходных переходов выделены в специальный раздел ПДД (14 раздел).

2. Преимуществом пользуется трамвай в случаях, когда трамвайные пути пересекают проезжую часть вне пределов перекрестка (кроме случаев выезда трамвая из депо).

Игнорирование водителями этого принципа преимущества или даже элементарная невнимательность водителя при проезде трамвайных путей также ведет к серьезным ДТП.

Вообще, рельсовые транспортные средства требуют к себе повышенного внимания.

3. Преимуществом обладают спецавтомобили с специсигналами (звуковыми и световыми), выполняющие оперативное задание.

Долг рядового водителя и пешеходов – предоставить им право первоочередного проезда.

4. Преимуществом обладает маршрутное транспортное средство, которое в населенном пункте отъезжает от места обозначенной остановки.

Кстати, данное правило очень часто игнорируется водителями, которые – по незнанию или намеренно – не замечают трогающиеся от остановки «маршрутки».

Мы рассмотрели далеко не полный перечень случаев, когда определенный круг участников дорожного движения обладает преимуществом по отношению к другим субъектам. И, как показывает российская практика, принципы преимущества (или приоритета) часто нарушаются. А ДТП становится неприятным, но закономерным результатом этого нарушения.

Итак, приоритет – это незыблемое право водителя транспортного средства или пешехода совершить задуманные действия первым. Самым распространенным преимуществом водителя, дарованное ему Правилами, является его нахождение на главной дороге.

Главная дорога

Главная дорога – это основное, самое распространенное понятие, с которым сталкивается водитель в рамках дорожного движения.

Забегая вперед, скажем, что, двигаясь по главной дороге, водитель обладает преимуществом перед теми участниками, которые на ней не находятся.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.7, 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Достаточно емкое и сложное определение. Попробуем разбить его на составляющие, чтобы понять и уяснить основные примеры главной дороги. Но предварительно заметим одно: главная дорога может быть таковой только на каком-то пересечении. В противном случае, — бессмыслица: дорога может быть признана главной только по отношению к какой-то иной дороге – не являющейся на пересечении главной!

1. Главная дорога обозначена особыми знаками.

Самый простой способ определить «главность» дороги – это увидеть на своем пути через перекресток следующие дорожные знаки.

Иными словами, проезжая пересечение под указанные дорожные знаки, водитель будет пользоваться приоритетом перед теми участниками движения, которые въезжают на данное пересечение с второстепенной дороги.

Однако водитель не должен забывать: на любом перекрестке есть — как минимум! – два въезда с главной дорогой. И приоритет любого из «главных» участников определяется иными разделами и принципами ПДД.

2. Главная дорога – это дорога с твердым покрытием по отношению к дороге с грунтовым покрытием.

Это правило активно применяется на практике при пересечении дорог с полевыми, лесными и прочими дорогами, которые не всегда целесообразно (хотя бы с точки зрения экономии) снабжать такие пересечения (перекрестки) знаками приоритета.

Вот здесь важно не ошибиться! Брусчатка и бутовый камень – это тоже твердое покрытие. Как и асфальт! И мощеная кирпичом, забетонированная, выложенная ж/б плитами дорога будет равнозначной по отношению к заасфальтированному участку дороги. Это все – твердое покрытие! И, следовательно, указанное правило приоритета здесь работать не будет.

Дороги с различным твердым покрытием будут равнозначными.

И вот еще что! Небольшое «ушко» из асфальта на границе пересечения с «твердой» дорогой не делает грунтовку равнозначной.

Пресловутое «ушко» создано специально для того, чтобы водитель, выезжающий с грунтовки, остановился на заасфальтированном участке и почистил колеса своего авто от налипшей на них грязи и прочих атрибутов грунтового покрытия (чтобы не везти всю эту пакость на скоростное шоссе).

3. Главная дорога – это дорога по отношению к любым выездам с любых прилегающих территорий.

Вспомним, что прилегающая территория – это территория, которая непосредственно примыкает к дороге. И такими участками считаются дворы, АЗС, стоянки и пр. А еще мы знаем, что выезды с прилегающей территории не считаются перекрестками.

Теперь важно запомнить и то, что на пересечениях, связанными с такими выездами, главной будет любая дорога, на которую выезжают водители с прилегающих территорий.

И это правило работает вне зависимости от установки знаков приоритета на таких пересечениях.

Таким образом, главная дорога может обозначаться тремя способами:

  • знаками приоритета, указывающими на преимущественное право, и знаком «Автомагистраль» (5.1);
  • отношением дороги с твердым покрытием (главной) к грунтовой (второстепенной);
  • отношением дороги (главной) к выезду с прилегающей территории.

Уступить дорогу

Оборотной стороной приоритета является требование уступить дорогу. Логика движения как раз и определена одновременным требованием к водителям – либо воспользоваться своим преимуществом, либо уступить дорогу.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Несмотря на громоздкость определения, понять его совсем не сложно. Участник движения, который обязан уступить дорогу, должен сделать все возможное и необходимое для того, чтобы никакими своими действиями не создать помех участнику движения, который в данный момент обладает приоритетом.

Очень частый случай: уступить дорогу пешеходу на пешеходном переходе. Это – святое дело!

Заметим, что традиционно водители ассоциируют понятие «уступить дорогу» с понятием «пропустить». Это не совсем правильно, но очень близко к реальности на прикладном, практическом уровне. В действительности же требование «Уступить дорогу» весьма коварное. Оно не означает безоговорочного требования – обязательно остановиться и пропускать приоритетного участника движения, преданно наблюдая, как он проезжает или проходит мимо. Это очень тонкая материя, но это надо понять.

Уступить дорогу – это требование не создать помехи тому участнику, который пользуется в данный момент приоритетом. И если своими действиями мы не сможем создать этих самых помех, то имеем право продолжить выполнение действия, задуманного нами (маневра, движения и пр.).

Для демонстрации этого утверждения приведем несколько примеров.

Водитель грузовика, находящийся на главной дороге, собирается поворачивать налево, а мы – направо. Наши траектории – в принципе! – не пересекаются. Поэтому мы можем продолжить движение, не создавая помех грузовику. В этом случае мы выполним требование знака «Уступите дорогу», но, только убедившись, что мы не создаем ему помех.

Водитель легкового автомобиля собирается начать движение. Его обязанность – уступить дорогу уже двигающимся по проезжей части транспортным средствам. Но грузовик идет по второй полосе, и водитель легкового автомобиля своими действиями не создаст ему помех. В принципе! Именно поэтому он может начать движение, ибо не нарушит требование — уступить дорогу грузовику.

Мотоциклист, судя по дорожным знакам, на узком мосту пользуется преимуществом. Однако велика вероятность, что, проезжая по данному узкому участку дороги одновременно с мотоциклистом, мы не затрудним ему движение (из-за его незначительных габаритов). В принципе! Поэтому, убедившись в последнем обстоятельстве, мы можем выезжать на мост параллельно с мотоциклистом. Но только не создавая ему помех!

И еще один момент. У многих водителей понятие «Уступить дорогу» связывается исключительно с одноименным знаком приоритета – «Уступите дорогу».

На самом деле это понятие значительно шире. Как и значительно шире вопросы приоритета, которые не ограничиваются знаком «Главная дорога». Важно запомнить, что наличие преимущества у одного участника движение автоматически означает требование уступить дорогу (то есть не создавать помех), предъявляемое к другим участникам.

В этом и заключается логика безаварийного движения!

Правило «правой руки»

Нет такого правила в ПДД. Точнее, оно есть, но именно такого понятия не существует. Это — изобретение самих водителей, преподавателей ПДД, инструкторов по практическому вождению — «правило правой руки», «береги правый бок», «помеха справа». И звучит это правило так: надо уступить дорогу помехе справа.

Правило из ПДД (п.1.2):

В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

К сожалению, несведущие водители применяют этот принцип налево и направо, не считаясь с требованиями, которые предъявляются к данному правилу. А напрасно! У правила «правой руки» есть условия, при которых оно работает (и при которых оно применяться не может и не должно).

Давайте рассмотрим это правило подробнее.

Представим перекресток, не обозначенный ни знаками приоритета, ни светофорами. И регулировщик сюда тоже не успел добраться. Как же разъехаться транспортным средствам на таком перекрестке?

По правилу «правой руки»! Водитель, имеющий помеху справа, обязан уступить этой помехе дорогу. Проще – пропустить!

Когда же мы можем применять это правило?

1. Очередность проезда не должна оговариваться в Правилах.

Это принципиальное требование: действия водителей, разъезжающихся по правилу «правой руки», не должны быть регламентированы иными нормами ПДД. Только в этом случае можно применять данный принцип приоритетности.

2. Участники движения должны быть равнозначными.

Так, нельзя применять правило «правой руки» в системе отношений «пешеход – транспортное средство».

Также нельзя применять это правило в системе «трамвай – безрельсовое транспортное средство».

Эти отношения регламентированы Правилами, поэтому в отношении них и нельзя применять правило «правой руки».

И еще один момент. Указанное правило универсально, оно может применять в любых ситуациях, но при соблюдении двух рассмотренных выше условий. И, конечно же, траектории движения должны пересекаться.

Простая проверка КБМ водителей по базе АИС РСА для ОСАГО в некоторых случаях поможет получить скидку при оформлении полиса.

Как оплатить парковку в Москве по СМС или другими способами.

Итоги

Подводя итоги рассмотрению блока понятий ПДД, связанных с преимуществом (или его отсутствием) следует резюмировать: неукоснительное соблюдение принципов приоритета – это главное условие безаварийной езды. Каждый водитель должен это понимать и безоговорочно принимать это в качестве главного правила своей водительской жизни.

Может заинтересовать:

Главное: понимание на дороге … Ехал со второстепенной как-то на перекрестке, где на «бывшей главной» шел ремонт полотна… в итоге — столкновение и оба нарушили ПДД: я не выполнил требования знака «Уступи дорогу», а второй водитель – не предоставил преимущество мне, так как я приближался справа (знак «Главная дорога» еще не установили)…Как определишь степень вины каждого из нас?

Самый опасный знак » Уступи дорогу». Часто водители не замечают его, или игнорируют. Бывает, что знак и расположен так, что не сразу его видно, например ветви кустов или деревьев скрывают важную для водителя информацию.

Самое опасное когда не соблюдают преимущество пешеходов на переходах. Это как ничто другое приводит самым страшным последствиям. Часто бывает, что приостанавливаешься перед переходом пропуская людей, а по другой полосе несётся шумахер.

«Правило правой руки» — не самое удобное, особенно на равнозначных перекрестках с большим движением, когда, например, светофор ломается.

Если при проезде перекрестков правила, в основном, соблюдаются, то проезд пешеходных переходов до сих пор самый аварийный момент.

Опасны не перекрестки, или переходы. Опасны безмозглые водятлы с гиперзавышенной самооценкой. Которые и не пытаются включить мозг и хотя бы почитать правила. А всегда уверены в своем приоритете.

О, да! Сейчас таких хоть отбавляй. Недавно один такой въехал на перекрестке в другую машину, хотя должен был уступить. Отделался только штрафом. Но если бы была запись на видеорегистраторе, то его бы прав лишили.

Хотела бы уточнить насчет маршрутных ТС, тут дело не только в водителях, которые не уступают трогающимся с остановки, тут дело в самих ТС, которые ведут себя неоправданно нагло, как будто им везде можно. Сколько раз меня такие автобусы подрезали… Две полосы в одну сторону, он едет посередине, разве это нормально? Так что автобусы тоже должны вести себя прилично, несмотря на приоритет.

В основном аварии на дороге происходят из-за нарушений правил дорожного движения. Согласитесь, кто сдает на права, больше и не открывает правила. А их нужно хотя бы изредка повторять, потому что всё забывается.

Замечаю, что с каждым годом на дорогах водители ведут себя все безалаберней. Правила для тех, у кого нет денег платить штрафы за их нарушения, главное преимущество у того, кто наглее. Кстати говоря, о том, что люди не открывают правила, после сдачи на права, правила со временем корректируются, а люди даже не в курсе об этом, им это не интересно. Если человек каждый день ездит по городу, он уже не смотрит на знаки, уже все на автомате, а знак могут и снять, отменить одностороннее движение по определенному участку улицы и т. д.

На сельских дорогах зачастую непонятно — где она главная дорога. Когда-то на ней был асфальт, а сейчас поверх него насыпан гравий. Местные по старой памяти уступают дорогу, а вот гости из городов попадают в аварии.

Где в ПДД РФ закреплен приоритет движения в свою сторону по своей полосе над тем, кто движется вам навстречу по встречной для него полосе против вашего движения (по вашей же полосе)?

Очень многие сегодня, сев в комфортабельную машину, считают себя на ней в приоритете. Самооценка завышена, знание правил движения приблизительное и хочется им быстрее всех. Два дня назад на джипе наблюдал такого, пошел на обгон по не почищенной обочине, справа. Как уцелел, непонятно.

А я все же заметил, что молодое поколение водителей старается перебдеть и уступает в ситуациях, когда нет уверенности в своей правоте. Не беру во внимание водителей из наших двух столиц — это отдельная порода граждан. Часто стал замечать ситуации, когда к перекрестку без знаков и разметки подъезжают два автомобиля в перпендикулярном направлении и останавливаются, пропуская друг друга. А вы говорите правило правой руки! Кстати причиной неуверенности в проезде перекрестков еще может быть банальная не внимательность — едет дамочка, болтает по телефону и ноготки свои разглядывает, а на знаки ноль внимания, затем подъезжает в перекрестку и начинает вспоминать — а какой там висел знак? А ну его, пропущу всех на всякий случай!

Часто автобусы выруливают сразу на вторую полосу и здесь велика вероятность попасть в аварию. Здесь не помешает еще одну пару глаз иметь. На перекрестках лучше пропустить наглеца, а не доказывать потом свою правоту. С трамваями можно попасть в неприятную ситуацию, чугун всегда прав, но если нет других знаков. У меня правило — не спешишь и всегда приедешь вовремя.

Вождение у меня по принципу УДД (Уступи Дураку Дорогу). Сейчас мало того, что постоянно по мобильному телефону разговаривают, так ещё и сообщения отправляют. Пропускаю неадекватных водителей, даже если я на главной дороге.

Никогда не связываюсь с автобусами, таксистами и газелистами. Пусть себе едут, даже если не правы. Последние особая категория отмороженных ИМХО

Сейчас и в автошколах учат плохо, для галочки и на дорогах много наглых и непуганых людей.

Проезжая по главной дороге не стоит забывать о том, есть такие водители, которые не считают ее главной, а приоритетом, например, считают статус автомобиля или плохо учились в автошколах. Поэтому, подъезжая к нерегулируемому перекрестку, (да и к регулируемому тоже) лучше сбросить скорость и удвоить свое внимание в отношении транспорта, находящегося на второстепенной дороге, чтобы успеть определить адекватность водителя, его намерения продолжить движение или нет. Если адеквата нет, то лучше будет пропустить нерадивого, чем потом доказывать, что ты был на главной, в случае дтп.

Вечно у меня путаница с преимуществами, связанные с трамваями. Ладно в своем городе по привычке знаю кто и где пропускать должен, но как приезжаю в чужой город в голове полный кавардак.

Раздражает, когда моргнут резко, а то и нет, и лезут перед тобой. Ну какое тут преимущество? Я не пропускаю таких

Во многих случаях возникшие аварии или инциденты по преимуществу движения возникают или по не опытности или когда водитель может пропустить, зная, что другой нарушает, но не хочет из-за принципиальности. Опытный водитель сразу заметит случайно или специально другой водитель нарушает правило приоритета. В зависимости от обстановки просто необходимо делать снисхождение даже при нарушении данного правила. Это так же относится к водительской этике.

Кто имеет преимущество, тот и прав. Но сегодня многие водители истолковывают свое преимущество на дороге в силу крутизны своего автомобиля. Крутой автомобиль, значит я главный — так понимается владельцами таких автомобилей приоритет движения. Ребята, как говорил кот Леопольд, давайте жить дружно! Много за свою жизнь пришлось видеть крутых водителей в последний раз. Царствие им небесное! Слава приоритету по правилам!

Пешеход всегда прав…пока жив. И пешеходам тоже не мешало бы пройти минимальный инструктаж как переходить дорогу

Интересный момент обнаружил — асфальтовое «ушко», оказывается водители должны очищать на нем колеса от грунта перед выездом на дорогу. НИКТО НИКОГДА этого не делает и глиняный выезд из какого нибудь карьера тянется на несколько сот метров.

Всё верно, если соблюдать ПДД, то количество ДТП должно резко снизиться, а в идеале стать равным нулю. Сейчас не буду говорить про потерю концентрации по разным причинам, нахождение за рулем в пьяном виде, случаи, когда водителю становилось плохо и т. д., ситуаций различных много. Я о другом, о том, что все должны соблюдать ПДД, но их для начала надо ЗНАТЬ! Возникает вопрос, насколько хорошо эти правила знают пешеходы, ведь они не за рулем, им то это как бы не нужно, ну, многие так говорят. А случаев, когда ДТП случается по вине пешехода — уйма!

У нас в городе чаще всего ДТП стали происходить после изменений проезда перекрестков с круговым движением. Водители по старинке вьезжая на круг считают, что у них преимущество и прут не глядя. Сам пару раз чуть не попал под такого «шумахера». Часто бываю за границей и вижу как осторожно водители проезжают перекрестки, выезжают на главную дорогу. Там это уже в крови — дай дураку дорогу, а мы все полагаемся на правила. Поэтому даже если уверены в своей правоте на дороге, не думайте, что все считают также, поэтому лучше перебдеть. Мы граждане в России.

Любой водитель должен иметь определение не только ПДД, но и соблюдать водительскую этику в отношении приоритета, т.е. пропускать при интенсивном движении автотранспорт не имеющий преимущество, а не упираться «рогом». Так же касается и пешеходов, у которых есть преимущество на зебре и в некоторых случаях они могут пропустить автомобиль, но так же не имеют этики.

Давно замечено, что знание ПДД не всегда спасает от аварийной ситуации. Где-то в Европе, сам наблюдал неоднократно, так же как и у нас в России, действует принцип — уступи дураку дорогу, иначе будет себе дороже. Даже если я уверен на 100%, что я прав, я все равно лишний раз подумаю ехать мне или пропустить «шумахера». Зачастую на перекрестке, где у тебя преимущество все равно смотришь по сторонам — не летит ли откуда «шумахер». Даже на регулируемом светофором перекрестке и то рискуешь получить в бок от такого.

А я бы так сказал, не пропусти наглого шумахера, а чуть-чуть сбавь свой ход и посмотри остановится или нет неугомонный. Если прет, тогда пропусти. Вообще уважение на дороге друг друга, как и в жизни главное. Не можешь сходу прочитать участок, приостановись, если твое преимущество, а ты стоишь! Попробуй и ты узнаешь, что в таком случае думают о тебе другие водители. А сам учи правила дорожного движения и учись понимать их на практике.

Самой интересное это кольцевые развязки без светофоров и с трамвайными путями, особенно для неопытных водителей.

Мой стаж вождения более 30 лет. И за этот немалый период пришлось повидать всякое. И я сделал для себя один простой вывод: уступи дураку дорогу. И это правило меня пока ни разу не подводило. Даже если у другого водителя нет права преимущественного проезда, в его голову не залезешь и что он задумал не узнаешь. Вот поэтому подъезжая к равнозначному перекрестку или к пешеходному переходу и даже к перекрестку где для меня горит зеленый, я все равно притормаживаю и внимательно оцениваю ситуацию. И это спасало меня не раз. Поэтому никогда не будьте уверены что вы правы, второй водитель может считать также. В том что я поступаю правильно убеждался особенно в Индии. Там в городах практически никто (. ) не соблюдает правила дорожного движения. А аварий нет. Просто все уступают друг другу. Я не призываю не соблюдать ПДД, но правило «уступи дураку дорогу», всегда работает, особенно в России.

Преимущество на дороге — главный принцип нормального функционирования дорожного движения. Надо всегда помнить, всем без исключения, что преимущество на дороге имеет не тот у кого автомобиль покруче и не тот кто наглее. Преимущество определено правилами дорожного движения. Еду как-то по трассе, по своей стороне и с установленной скоростью. Вдруг впереди, не обращая внимания на меня, выходит на обгон лихой водитель, мигает мне фарами, мол, уступи, я еду. Сейчас уступлю! Я ему в ответ мигаю фарами, как бы говорю — не спеши. Затормозил он, еле обратно в ряд стал. ДТП я бы не допустил, у меня была справа широкая ровная обочина, но свое преимущество просто так уступить не захотел. Хамство это, с его стороны, терпеть не стал.

Если с машинами преимущество относительно понятно, то вот с трамваями иногда случается стопор. Научился их пропускать, потому что выучил их номера и соответственно маршрут, т.е. будет поворачивать или нет. если нет, то еду и не парюсь.

Источник: http://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/pdd/ponyatiya/preimushhestvo-v-dvizhenii.html